Фольклорный кружок "Сударушка"

Музыкальный руководитель Белова Елена Викторовна.
Музыкальный руководитель
Белова Елена Викторовна

Примерный репертуар

Месяц

Занятия

Содержание и репертуар

Сентябрь

1

  1. Беседа о календарных песнях.Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя).
  2. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
  3. Игра «Капуста», «Огородная» и др.

4. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовые)

2

  1. Слушание (по усмотрению музыкального руководителя беседа о              содержании         песни, особенностях ее исполнения.
  2. Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим».
  3. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».
  4. Игра «Капуста», «Огородник».

3

  1. Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».
  2. Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни «Ой, где был       сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры.
  3. Игра «Колечко»
  4. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.

4

1.Обучение элементам нотной грамоты. 2.Хоровод «Как пошли наши подружки».

  1. Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов,

метафор, поэтических параллелей (невеста - белая лебедушка, молодая яблонька; жених - сизый  селезень, ясный сокол).

Своеобразие   мелодии, поэтического изложения.

  1. Игра «Колечко».

Октябрь

1

  1. Обучение элементам нотной грамоты.
  2. Разучивание частушек.
  3. Хоровод «как пошли наши подружки».
  4. Игра «Мельница»

2

  1. Исполнение частушек.
  2. Игра на детских музыкальных инструментах.
  3. Хоровод «Как пошли наши подружки».
  4. Игра «Мельница».

3

  1. Беседа о прошедшем празднике.
  2. Разучивание песни «Говорят у нас вот так!».
  3. Игры по желанию детей.

Ноябрь

1

  1. Беседа о предназначении  потешек.
  2. Разучивание потешки «Иванушка»
  3. Песня «Говорят у нас вот так!».
  4. Исполнение заклички «Осень, осень в гости просим!».
  5. Игра «Мельница».

2

1. Беседа о колыбельных песнях «Гули».                                                                                2.Разучивание

песни «Вдоль по улице ребятушки идут».

  1. Исполнение песни «Говорят у нас вот так!».
  2. Игра «Горшок».

3

  1. Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
  2. Слушание колыбельной «Гули».
  3. Пение «Вдоль по улице ребятушки идут», «Гости»
  4. Игра «Всем, Надюша, расскажи».

4

  1. Обучение элементам нотной грамоты. Игра на детских

музыкальных инструментах.

  1. Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки».
  2. Песня «Как у наших у ворот».
  3. Игра «Капуста».

5

Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка»

Декабрь

1

1.Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до   Крещения), о

традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни. 2.Разучивание Рождественских колядок.

  1. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение       знакомых песен.
  2. Игра «Пирог»

2

  1. Слушание «Авсень – коляда». Беседа о содержании песни,

характер еe исполнения.

  1. Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
  2. Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима!».
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.

3

  1. Слушание «Авсень - коляда».
  2. Разучивание прибаутки «Зайка белый». 3.Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

4

  1. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима»
  2. Повторение Рождественских колядок.
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.
  4. Игра «Метелица».

Январь

Рождественские каникулы.

Фольклорный праздник «Всех зовем на наши Святки»

Февраль

1

  1. Слушание «В низенькой светёлке». Определить характер песни, её содержание.
  2. Разучивание песни «Как повадился коток». Повторение песен по желанию детей.
  3. Игра «Льдинка».

2

  1. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.

Слушание

  1. Выходила наша Масленица».
  2. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
  3. Игра «Горшок».

3

  1. Слушание «Выходила наша Масленица».
  2. Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».
  3. Повторение прибауток, приговорок к масленице».
  4. Игра «Горшок».

4

  1. Разучивание песни «Блины».
  2. Хоровод «А мы Масленицу провожали».                   3. Игра

«Сковорода»

Март

1

  1. Заучивание закличек о весне.
  2. Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток». 3.Хоровод «А мы Масленицу провожаем».

4. Игра «Горшок»

2

Праздник «Масленица - кривошейка»

3

  1. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с

этим    временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».

  1. Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
  2. Повторение знакомых песен.
  3. Игра «Колечко»

4

  1. Слушание «Уж я сею - высеваю».
  2. Разучивание песни «Ой, сад во дворе». 3.Хоровод «Идет Матушка Весна».

4.Игра «Капуста».

Апрель

1

  1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».
  2. Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл, Ванюша».
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.
  4. Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

2

1. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. 2.Разучивание пасхальных приговорок.

  1. Повторение знакомых песен.
  2. Игра «Ручеёк».

3

Праздник «Пасха Христова»

Май

1

  1. Слушание песни «Утушка - луговая».
  2. Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»        3.

Хоровод «Вот уж скоро лето».

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

2

  1. Слушание «Утушка - луговая».
  2. Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала».
  3. Повторение закличек.
  4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

3

  1. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
  2. Разучивание песни к игре «Пчёлы». 3.Пение частушек.
  1. Игра на детских музыкальных инструментах.
  2. Игра в «Ворона»

4

Фольклорный праздник «У Околицы»

Программа занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю длительность -20-25 минут, с учетом сезонности (по квартально)

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

Содержание программы кружка.

Раздел I « Детский музыкальный фольклор».

Тема 1. «Потешки, приговорки, заклички». Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

Тема 2. «Колыбельные песни, пестушки». Предназначение данных произведений. Постижение народно попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

Тема 3. «Считалки, дразнилки, частушки». Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел II «Народные песни».

Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2 «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

Раздел III «Игровой фольклор».

Тема 1. Песенный припев. Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении. Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел IV «Хоровод».

Тема 1, 2 «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел V «Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3накомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2 «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie